ИЗДАТЕЛЬСТВО
ЕВГЕНИЯ СТЕПАНОВА
Тел. 8 910 453 64 43
Эл. адрес: stepanovev@mail.ru
Эл. адрес: stepanovev@mail.ru
Обзор журнала поэзии «Дети Ра», № 1, 2023
2023.jpg)
«Дети Ра», представляя полновесно срез современной русской поэзии, и демонстрируют подобную верную ориентацию человеческого сознания. А стихи, как хорошо известно, питают душу.
Драматическое сгущение поэзии Владимира Алейникова требует особенных слов: иссекаемые из сердца поэта, они словно распускаются невиданными цветами, сулящими столько духовных и эстетических ароматов, насколько развита душа:
Вечер драмы влечет в никуда —
До трагедии, стало быть, близко,
Если низко висят провода
И протянута ветвь тамариска.
Даже тропка ведет в пустоту —
Знать, немало на свете такого,
Что, шагнув за черту, на лету
Ловит ртом изначальное слово.
До трагедии, стало быть, близко,
Если низко висят провода
И протянута ветвь тамариска.
Даже тропка ведет в пустоту —
Знать, немало на свете такого,
Что, шагнув за черту, на лету
Ловит ртом изначальное слово.
Возникает ощущение изначальности слова, еще неведомого, но заключающего в себе всю глобальность грядущего мира…
Мощные вибрации поэзии Алейникова завораживают:
Мощные вибрации поэзии Алейникова завораживают:
Я покидал — и не однажды —
Края, иссохшие от жажды,
Чьи веки, сомкнутые дважды,
Скрывали взгляд на белый свет
Среди совдеповского рая,
Лишь то для сердца выбирая,
В чем жизнь мерещилась вторая,
Которой в сутолоке нет.
Края, иссохшие от жажды,
Чьи веки, сомкнутые дважды,
Скрывали взгляд на белый свет
Среди совдеповского рая,
Лишь то для сердца выбирая,
В чем жизнь мерещилась вторая,
Которой в сутолоке нет.
Эта поэзия дает ответ: куда идти, как сердце очистить от житейской мути.
…Стремление к «небесности» языка, к постижению его ангельского кода декларирует, музыкально и тонко, Константин Кедров-Челищев:
…Стремление к «небесности» языка, к постижению его ангельского кода декларирует, музыкально и тонко, Константин Кедров-Челищев:
Мне бы здесь пропеть еще песнь
Чтобы сбить с поэзии спесь
Чтобы тысячи лет подряд
Говорить как Ангелы говорят
Чтобы сбить с поэзии спесь
Чтобы тысячи лет подряд
Говорить как Ангелы говорят
И – поэт растит цветы собственных слов, цветы, раскрывающиеся необычностью смысловой и музыкальной, украшающие мир вестью поэта:
Еленословие
Еленославие
Белькантомыслие
Светословие
Цветославие
Рассветоведение
Правдознание
Ласковидение
Еленославие
Белькантомыслие
Светословие
Цветославие
Рассветоведение
Правдознание
Ласковидение
…Слово работает с поэтом по-своему, выбирая – подчас – пути за него – призванного быть сейсмографом бытия… Поэтому:
Слово мое уводит меня...
Хочешь спросить — куда?
Но лучше спроси — откуда?
От громко свистящих шоссе,
от грунтовых шуршащих дорог
к травою поросшим тропам,
в задумчивость дерева каждого,
в тревожность осины…
Хочешь спросить — куда?
Но лучше спроси — откуда?
От громко свистящих шоссе,
от грунтовых шуршащих дорог
к травою поросшим тропам,
в задумчивость дерева каждого,
в тревожность осины…
Слово – всемирно: хотя и звучит по-разному.
Елена Ткачевская декларирует нечто таинственно-восточное, словно проступающее из нежности ее стихотворения, – как объединительный элемент миров…
…Тонко строится искусство вязания, тонко плетутся смысловые ассоциации… И, туго собранные в орнамент стиха, вспыхивают интересною игрою верлибра:
Елена Ткачевская декларирует нечто таинственно-восточное, словно проступающее из нежности ее стихотворения, – как объединительный элемент миров…
…Тонко строится искусство вязания, тонко плетутся смысловые ассоциации… И, туго собранные в орнамент стиха, вспыхивают интересною игрою верлибра:
Холодная спица нырнет
в шерстяную петлю,
согреется,
нить за собою потянет
в вязальный узор,
увязнувший вензелем каждым
в моем подсознании…
в шерстяную петлю,
согреется,
нить за собою потянет
в вязальный узор,
увязнувший вензелем каждым
в моем подсознании…
Думается, о тайнах подсознания поэты знают больше психиатров.
…Мощно встроены в метафизические небеса верлибры Алины Дием; тут слова – будто из камня, согласно правилам строения тех аббатств, о которых речет, рокочет стих:
…Мощно встроены в метафизические небеса верлибры Алины Дием; тут слова – будто из камня, согласно правилам строения тех аббатств, о которых речет, рокочет стих:
Пять
аббатств в Вогезах
как твердыни
веры, надежды,
любви и спасенья
в розовом камне
с крестом в небо молитвы возносят
и вечную душу спасают.
аббатств в Вогезах
как твердыни
веры, надежды,
любви и спасенья
в розовом камне
с крестом в небо молитвы возносят
и вечную душу спасают.
…Путь в таинственное начало – туда, еще до Большого взрыва, до мощи возникновения, творения всего, уносится поэтическая мысль Андрея Ивонина, выраженная точными сочетаниями слов мускулисто и музыкально:
В начале было слово…
Впрочем, нет.
Еще до слова музыка звучала.
Неведомо откуда лился свет —
вот он-то и предшествовал началу.
Впрочем, нет.
Еще до слова музыка звучала.
Неведомо откуда лился свет —
вот он-то и предшествовал началу.
Свет – волшебное понятие; каждый подлинный поэт идет от него, и – ведом им.
Есть особая - оттеночная – нежность в поэзии Андрея Ивонина: легкие мерцания, зыбкие волны яви, всегда столь стремительной в потоках времен:
Есть особая - оттеночная – нежность в поэзии Андрея Ивонина: легкие мерцания, зыбкие волны яви, всегда столь стремительной в потоках времен:
В том времени, не знаю сколько дней
живущем только в памяти моей,
закрыв глаза, я вижу наши лица.
Свет ночника струится в темноте,
и синим пламенем на газовой плите,
горит огонь, и чайник кипятится.
живущем только в памяти моей,
закрыв глаза, я вижу наши лица.
Свет ночника струится в темноте,
и синим пламенем на газовой плите,
горит огонь, и чайник кипятится.
Ярко вспыхивают верлибры Елены Богатырёвой:
старый инструмент больше нельзя настроить
играю по памяти
звука, который слышит только мое воображение
играю по памяти
звука, который слышит только мое воображение
Память звука – как знать? – может быть, подобное открытие поэта будет когда-то узаконено наукой?
Ведь мир состоит из массы невидимых глазу сцеплений, сплетений, пересечений…
…Тона вселенной – неведомой никому – раскроются в поэзии Николая Архангельского, собирающего в корзины стихов и явное, и сокрытое, смутно ощущаемое, пронизанное космическими вибрациями:
Ведь мир состоит из массы невидимых глазу сцеплений, сплетений, пересечений…
…Тона вселенной – неведомой никому – раскроются в поэзии Николая Архангельского, собирающего в корзины стихов и явное, и сокрытое, смутно ощущаемое, пронизанное космическими вибрациями:
абонент не отвечает или
находится вне зоны действия сети
неживое пространство вибрирует
в безличном голосе
исчезающее эхо
обслуживающее вселенную
находится вне зоны действия сети
неживое пространство вибрирует
в безличном голосе
исчезающее эхо
обслуживающее вселенную
Интересно вступать в лабиринты, организованные поэтом, проходить их ветвями, совершая повороты, когда не знаешь, что ждет за изгибом следующей строчки.
Жестко характеризует эпоху Евгений Степанов, жестко и не отступая от норм шероховато-наждачной правды… не закрывая глаза на реальность, с которой сложно не считаться:
Жестко характеризует эпоху Евгений Степанов, жестко и не отступая от норм шероховато-наждачной правды… не закрывая глаза на реальность, с которой сложно не считаться:
Эпоха распиленных грантов,
Эпоха фальшивых талантов,
Эпоха войны и вранья.
И я здесь — так вышло — и я.
Эпоха большого гоп-стопа,
Эпоха фейсбучного трепа.
Такая, видать, колея.
И я здесь — так вышло — и я.
Лачуги, лачуги, хоромы.
Эпоха Фомы да Ерёмы.
И — музыка-ворожея.
И я здесь — так вышло — и я.
Эпоха фальшивых талантов,
Эпоха войны и вранья.
И я здесь — так вышло — и я.
Эпоха большого гоп-стопа,
Эпоха фейсбучного трепа.
Такая, видать, колея.
И я здесь — так вышло — и я.
Лачуги, лачуги, хоромы.
Эпоха Фомы да Ерёмы.
И — музыка-ворожея.
И я здесь — так вышло — и я.
Словно чувство вины пронизывает сердце поэта, сильно беспокоя аорты: да не деться никуда, не отделить себя от эпохи, даже по минимуму участвуя в ее выкрутасах.
…Правда, возникающая, как персонаж стихотворения, подлежит вытеснению из яви, сжимаясь до частной территории в шесть соток:
…Правда, возникающая, как персонаж стихотворения, подлежит вытеснению из яви, сжимаясь до частной территории в шесть соток:
Территория лжи все чудней и обширней.
Вьется змейкой пиар, точно пар над градирней.
Территория правды мала, как шесть соток,
Над которыми встали громады высоток,
Новомодных страшил из стекла и бетона.
Территория правды — запретная зона.
Вьется змейкой пиар, точно пар над градирней.
Территория правды мала, как шесть соток,
Над которыми встали громады высоток,
Новомодных страшил из стекла и бетона.
Территория правды — запретная зона.
Тоски нет, есть стоическая констатация; стоицизм, сверкая алмазной силой, вообще присущ поэзии Евгения Степанова.
А вот и великолепно-детское удивление миром. Что бы ни происходило в нем – мир трав вспыхивает гирляндами ощущений, даря такие загадочные ассоциации:
А вот и великолепно-детское удивление миром. Что бы ни происходило в нем – мир трав вспыхивает гирляндами ощущений, даря такие загадочные ассоциации:
Ручеек играет, как мальчишка,
А сквозняк пронзает, как шпажист.
Маленький отважный муравьишка
По листку смо-родины бежит.
И колюч репейник, как задира,
И живуч вечнозеленый мирт.
Я стою посередине мира,
Я смотрю восторженно на мир.
А сквозняк пронзает, как шпажист.
Маленький отважный муравьишка
По листку смо-родины бежит.
И колюч репейник, как задира,
И живуч вечнозеленый мирт.
Я стою посередине мира,
Я смотрю восторженно на мир.
Красота и драма жизни мощно проводятся через тугие гроздья созвучий Юрия Казарина:
Все, что уходит во тьму,
превращается в слово.
Кружится голова.
Приближается шорох созвездий.
И снова исчезают слова.
Словно ты умер. На месте утраченном этом
непроходимое, дрогнет растенье твоей пустоты
непроницаемым светом
глухонемой красоты.
превращается в слово.
Кружится голова.
Приближается шорох созвездий.
И снова исчезают слова.
Словно ты умер. На месте утраченном этом
непроходимое, дрогнет растенье твоей пустоты
непроницаемым светом
глухонемой красоты.
Умирать… в течении жизни приходится много раз… Поэт воскресает в слове, творя свои образные системы. И те системы, которые создает Юрий Казарин, перенасыщены и мыслью, и тончайшими оттенками оной.
…Постфактум – то, что будет после войны (метафизический образ) – исследуется Ефимом Бершиным в сложном поэтическом конгломерате туго налитого густым содержанием стихотворения:
…Постфактум – то, что будет после войны (метафизический образ) – исследуется Ефимом Бершиным в сложном поэтическом конгломерате туго налитого густым содержанием стихотворения:
Когда закончится гражданская война,
нам будет явлена единственная милость —
определить, чья большая вина
в том, что случилось или не случилось.
Когда в лесах завоет тишина,
а снайперы, уставшие по целям
работать, выпьют горькую до дна,
по рыночным закупленную ценам,
когда воронки зарастут травой,
и снова обретется чувство меры,
останутся до новой Мировой
последние минуты или метры
нам будет явлена единственная милость —
определить, чья большая вина
в том, что случилось или не случилось.
Когда в лесах завоет тишина,
а снайперы, уставшие по целям
работать, выпьют горькую до дна,
по рыночным закупленную ценам,
когда воронки зарастут травой,
и снова обретется чувство меры,
останутся до новой Мировой
последние минуты или метры
Поражают стихи поэта о… Боге. Здесь мы видим своеобразное истолкование вечно непостижимого, закрытого, обретаемого в ощущениях столь тонких, что золотятся они порой:
Бог в России живет не в хоромах
и не в храмах, где льется елей.
Бог живет на насупленных кронах
облетающих тополей.
Бог живет на дубах и осинах
и плетет за узором узор
на иконах пронзительно синих
чудотворных озер.
и не в храмах, где льется елей.
Бог живет на насупленных кронах
облетающих тополей.
Бог живет на дубах и осинах
и плетет за узором узор
на иконах пронзительно синих
чудотворных озер.
Поражают верлибры Михаила Кузьмина, в частности – культурологические, дающие точные определения писательской сущности:
кнут Гамсуна
пряник Кафки
леденец Мандельштама
пряник Кафки
леденец Мандельштама
Узорно изгибаясь, верлибры Кузьмина тянутся к звездам духа, включая в себя и афоризмы, и бытовой скарб, и метафизические обобщения…
Мощно звучит первый номер журнала «Дети Ра», еще раз доказывая, сколь неисчислимо богаты сегодняшние поля поэзии русской…
Мощно звучит первый номер журнала «Дети Ра», еще раз доказывая, сколь неисчислимо богаты сегодняшние поля поэзии русской…
Александр БАЛТИН