ИЗДАТЕЛЬСТВО
ЕВГЕНИЯ СТЕПАНОВА
Тел. 8 910 453 64 43
Эл. адрес: stepanovev@mail.ru
Эл. адрес: stepanovev@mail.ru
Александр Олейников. Еще не вечер. М.: «Вест-Консалтинг», 2022

В своей книге, озаглавленной столь обнадеживающе, Александр Олейников уделяет большое внимание философским вопросам бытия. Он создает форму достаточно простую и вместе с тем легко узнаваемую, тяготеющую к афористичности. Пафос его лирического героя связан с особенностями авторского изложения, которое намертво врезается в память. Попробуйте это не запомнить!.. Рифма-то более, чем распространенная, а содержание эффектно и поучительно:
И в этом даже что-то есть:
Чем тоньше лесть,
Тем слаще месть.
Чем тоньше лесть,
Тем слаще месть.
Желание причинить обидчику ответные «неудобства» свойственно человеческой натуре, но может ли эта сила действительно восстановить справедливость? Зло уже совершено, и «ответочка» лишь раскачает маятник: зла на земле станет не меньше, а больше.
Современные басни берут за основу классические мотивы. Вот и автор этой книги активно осваивает древний жанр, однако жанровое содержание его произведений относится к XXI столетию, а героем иной раз выступает… внедорожник. Ага. Джип. Сами понимаете, что от «адской машины» автор требует аккуратности на дороге так же негодующе, как некогда простые граждане призывали к порядку ухарей-купцов, разъезжающих на «тройках» породистых лошадей:
Современные басни берут за основу классические мотивы. Вот и автор этой книги активно осваивает древний жанр, однако жанровое содержание его произведений относится к XXI столетию, а героем иной раз выступает… внедорожник. Ага. Джип. Сами понимаете, что от «адской машины» автор требует аккуратности на дороге так же негодующе, как некогда простые граждане призывали к порядку ухарей-купцов, разъезжающих на «тройках» породистых лошадей:
Теперь смелее разъезжай!
Ведь трусом быть негоже!
Но грязью ты не обдавай,
Пожалуйста, прохожих.
Ведь трусом быть негоже!
Но грязью ты не обдавай,
Пожалуйста, прохожих.
В общем, соблюдайте правила дорожного движения. Не чуждо автору и осмысление масштабных политических процессов. В басне «Война холодильника и телевизора» Александр Олейников изящно объясняет причину революционной ситуации в стране:
Но люди все прекрасно знают, –
У нас понятливый народ, –
Что голодранцы побеждают,
Когда их голод доведет.
У нас понятливый народ, –
Что голодранцы побеждают,
Когда их голод доведет.
Эх, времена… Сейчас никого не удивишь простым и естественным разъяснением источников социальных неурядиц, но попробуй-ка так напиши, скажем, лет семьдесят назад… Впрочем, времена меняются, а стремление человека философски осмыслить этот мир остается. Как и осознание того, что человеческое существование базируется на библейских постулатах. Автор задает самому себе проверочный вопрос, который по мере прочтения становится риторическим:
Зачем мне накопления?
Зачем они мне тут,
Когда до потопления
Осталось пять минут?
Зачем они мне тут,
Когда до потопления
Осталось пять минут?
Стяжательство, конечно, грех. Но тут вопрос гораздо серьезней: надо ли копить «на черный день» (все-таки в миру живем, кушать хочется, да и о будущем в рамках отпущенного думать стоит) или же сосредоточиться на приготовлении к жизни вечной? Это стихотворение содержит в себе как упоминание о Всемирном потопе, так и предостережение, что времени у нас осталось гораздо меньше, чем мы представляем. Особенно оно актуально сейчас, когда мечтаешь только об одном: чтобы никакой ядерной войны, пронеси, Господи… Кстати, о Боге и о конечности жизни автор тоже размышляет, и рассуждения его весьма категоричны, поскольку он строг к себе:
Господь возьмет мою тетрадь,
Ошибки подчеркнет.
А время, чтобы исправлять
Их даст? Хотя бы год?
Ошибки подчеркнет.
А время, чтобы исправлять
Их даст? Хотя бы год?
Впрочем, год – это роскошь. Тут бы в завтрашний день без потерь войти… Но пока мы живы, есть возможность осмысливать эту жизнь, откликаясь на злободневную действительность как философской лирикой, так и неувядаемой, хлесткой басней. Басни вообще сейчас мало кто пишет, хотя жанр не утратил своей актуальности. Только раньше писали все больше про антропоморфных животных, высмеивая те или иные пороки, а сейчас общество само задает тон, о чем писать. Героем басни может стать даже… сыр пармезан. И не утратившая злободневности на фоне импортозамещения тема противостояния отечественного и заграничного образа жизни (вспоминаем известное «А сало… русское едят!») теперь звучит чуточку по-другому. Автор подчеркивает еще и теперешний дефицит некоторых продуктов, которые предназначаются исключительно для гурманов, для тех, кто оторвался от народа:
Сегодня ты деликатес,
А завтра, может, ты исчез.
А завтра, может, ты исчез.
И снова, как и везде, завуалированный призыв: помните о главном. Лучше питаться попроще, но жить на этой грешной земле. И, конечно, оставаться самим собой, а не как переполошившая весь пруд рыбина из басни «Ипостаси карася». В этой нравоучительной форме автор «припечатывает» бесполезные попытки отдельных членов общества воображать себя кем-то иным, нежели они есть:
Позвольте кончить мне на сем.
Быть баснописцем – мука!
Тот, кто родился карасем,
Навряд ли станет щукой.
Быть баснописцем – мука!
Тот, кто родился карасем,
Навряд ли станет щукой.
Читая книгу Александра Олейникова, убеждаешься, насколько велика трансформация басенного жанра в современных условиях. Содержание изменилось до неузнаваемости, но структура и предназначение – аллегорически показать людские пороки – никуда не исчезло. Еще есть что исправлять, а значит, есть, кому учить народ в иносказательной форме. Новый сборник автора, рассчитанный на широкую аудиторию, заинтересует тех, кто в последний раз сталкивался с жанром басни еще в школьные годы. Будучи созвучной современному читателю, эта книга наверняка направит его мысли в созидательное русло.
Ольга ЕФИМОВА
От редакции
В печатном варианте рецензия Ольги Ефимовой на книгу Александра Олейникова «Еще не вечер» будет опубликована в газете «Поэтоград», № 12, 2022, и в журнале «Футурум АРТ», № 2, 2022.
Редакция портала «Читальный зал»